Лимарев В.Н.
Этновзрыв хетты, рассеивание:
16,15,14,13 век до н.э.
Разграбив Месопотамию в
конце 17 века, начале 16 века, хеттский царь Мурсили с богатой добычей вернулся
в столицу хеттского государства Хаттусу.
Сразу после возвращения из
похода Мурсили был убит заговорщиками из
царской семьи. Наступил период разрушения хеттского государства. Многочисленное
число дворцовых переворотов привело к хаосу
в государстве, хеттская держава была близка к полному развалу.
Самобытное хеттское
государство стало втягиваться в суперэтитническое пространство
Месопотамии. Хетты стали повсеместно
использовать вавилонскую клинопись. Хетты так же восприняли богатую религиозную
литературу Месопотамии. Были восприняты
элементы вавилонской религии. Как пример,
эпос о Гильгамеше, был воспринят хеттами, как эпос о герое Гисгиммас.
В свою очередь
"этновсзрыв хетты" оказал сильное влияние на культуру Ближнего
Востока в части организации управления государством и влияния на мировосприятие
народов Ближнего Востока, в частности семитов.
После ухода Мурсили из
Месопотамии на западе от хеттской
державы возникло государство Митанни, созданное хурритами, которое к концу 16 века
достигло своего могущества.
В Хеттском государстве, после
длительного периода нестабильности, в
1525 г до н.э. пришел к власти Телепину супруг одной их принцесс. Возможно, он
не был хетт, а хуррит, прямых доказательств этого нет.
Телепину сумел укрепить
хеттское государство, изменив систему управления в государстве. Главным в предложенном
им законодательстве был закон о царской
семье, её правах и обязанностям и
престолонаследовании. С приходом к власти Телепину хурритское влияние в
Хеттии усилилось, хурритский стал одним из разговорных языков Хеттии.
Хурритские божества вошли в хеттский пантеон, и во
времена, так называемой, Хеттской империи
хурритское искусство стало доминировать в Хеттии. В Хеттии появились
многочисленные хурритские каменные
скульптуры. Как пишут исследователи
заслуга здесь хеттов в том, что они внесли в хурритское искусство «некоторые национальные
черты и мотивы в рамках чужого им стиля».
О Хеттии 15 века говорят как об империи, которая укрепляя
свои границы, вела войны с Миттани.
История хеттов этого периода
известна подробно благодаря тому, что были обнаружены царские хеттские архивы,
в то же время архивы государства Миттани
не найдены. Но история Хеттии этого
периода в рамках «этновзрыва хетты» не
представляет интереса, так как хеттской самобытной культуры с хеттским
мировосприятием уже практически не существовало.
В Начале 13 века велась борьба между Хеттской империей и Египтом за контроль над Сирией. Война закончилась мирным договором, по которому Северная Сирия перешла к хеттам, Палестина, Южная Сирия и Финикия - к Египту. Хеттскую империю, которая,
по мнению исследователей, просуществовала до конка 13 века, может рассматриваться
в рамках суперсистемы Месопотамия.
Борьба же между Миттани и Хеттской империей это борьба двух государств за гегемонию
на суперэтническом пространстве Месопотамия. К концу 13 века
хеттская держава окончательно деградировала и её обломки стали подвергаться нападении.
В конце 13 – начале 12 века в Малую Азию
вторглись фригийцы переселившиеся предположительно из
Европы (Фракии или Македонии) Большая
часть территории Хеттского царства вошла в состав государства фригийцев. Укрепились
и архейские города-государства в Малой Азии на побережье Эгейского Моря. Изначально,
вероятно, они выступали как союзники в
борьбе с хеттским царством. К концу 12 века Фригия пришла в столкновение с Ассирией (в анналах ассирийского
царя Тиглатласара 1 Фригия называется страной туземных племен (мушков). Столицей государства
Фригия стал город Гордий.
ЭТНОГЕНЕЗ ГЕОЭТНОСА ХЕТТЫ (20-13 век до н. э.).(Компьютерная версия книги)