Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н..

Супруги: Богиня Солнца Арины и Бог Грозы Хатти.

(этнические ценности хеттов)

Царь хеттов. (Язылыкая)

  • Религии мира.
  • Богиня Солнца Арины была верховной покровительницей страны Хатти.

    Цари всегда обращались к ней за помощью в сложные для государства времена.

    Арины - царица Неба и Земли, руководила правлением царя и царицы Хатти.

    Супругом богини был Бог Грозы Хатти. Его называли царем небес, господом страны Хатти. Он был богом битв, военных удач.

    Во всех военных походах хеттов Бог Грозы был вмести с воюющими, и воодушевлял их на победу. Хеттский царь иногда рассматривался как человеческое воплощение бога Грозы.

    Народ, покровителем которого являлся Бог Грозы, был воинственный народ. И воинственный нрав этого народа начал проявляться в 18 веке до н.э.

    В это время в Малой Азии произошел этновзрыв, который всколыхнул весь Ближний Восток.

    Волна от этого этновзрыва в 18 веке до н.э. докатилась до Египта. Там, вторгшиеся в долину Нила гексосы, отстранив от власти египтян, правили Египтом долгие триста лет.

    В семнадцатом веке до н.э. хетты смогли сломать сопротивление Вавилона и захватить там власть.

    О начале этновзрыва историки повествуют нам следующее:

    “В первой половине 18 века до н.э. правитель города Куссары (город существовал недалеко от Анкары в Турции) по имени Питхана, принявший царский титул, внезапно ночью напал на город Несу, и овладел им. Жители Несу не были порабощены, а, наоборот, были названы отцами и матерьми, т.е. уравнены в правах с жителями Куссары. Приемник Питханы царь Анитта перенес свою резиденцию с Несу, построил там укрепления и храмы… Так начиналось владычество хеттов в Малой Азии”.

    Царская печать прявящей супружеской четы хеттов.

    Из этого очень короткого сообщения мы можем предполагать, что свое внезапное нападение на соседний город царь объяснял божественной волей, которая руководила его действиями. Хетты, осуществляя покорение соседних племен, не уничтожали их, не превращали в рабов, а требовали подчинения их воле, признания главенства их Богов. Построение храмов в покоренном городе как раз и свидетельствует о том, что основное требование к жителем Несу было отнестись с должным почтением к богам хеттов, то есть принять веру завоевателей, их этнические ценности.

    Характерной особенностью хеттов было то, что по примеру Богов - покровителей хеттов, которые делили небесную власть, земная царствующая чета делила власть между собой.

    Царская пара на наиболее важных праздниках, посвященных плодородию и периодическому обновлению природы, которые справлялись весной и осенью, на колеснице следовала из города в город и повсюду приносила жертвы богам. Царица не была просто женой царя, а была соправительницей. Можно считать в Хатти был дуализм власти – страной управляла божественная семья. Царица вполне самостоятельно могла вести судебное разбирательство. Царица имела свое собственное хозяйство и свое имущество.

    Бога Грозы изображали или в виде быка, или в виде грозного Бога в человеческом облике.

    В построенных в честь него храмах существовали строгие порядки – особая атмосфера почтительности, которой были пронизаны ежедневные четко регламентированные ритуалы.

    Ежедневной обязанностью служащих храма была забота о “телесных нуждах бога”. В установленном порядке бога надо было умыть, одеть, снабдить едой и питьем и развлекать танцами и музыкой. Еда и питье, посвященные Богу, ни в коем случае не должны были достаться светским лицам. Лица, проводящие церемонии, должны быть безупречно опрятными и ритуально чистыми. Если им случалось соприкоснуться с чем – либо нечистым или они спали с женщиной, они не должны были приближаться к богу, пока не совершат необходимый обряд очищения. Храмовые порядки требовали, чтобы служитель храма возвращался к ночи в храм, проведшего ночь с женщиной, даже с женой, ждала смерть.

    Любой человек в любое время мог принести жертву Богу, которая всегда сопровождалась специальными магическими ритуалами. Все, что производилось в стране, могло служить приношением богу. Животные, приносимые в жертву должны были быть без изъяна.

    Царь хеттов перед изображением Бога Грозы в виде быка.

    Приносились в жертву быки, овцы, козы, а также нечистые животные: свиньи и собаки. При жертвоприношении животным перерезали горло, чтобы пролилась кровь.

    После неудачных военных походов проводились очистительные обряды, при которых совершались человеческие жертвоприношения. Если войско потерпело поражение, человека, приносимого в жертву богам, рассекали на две половины, а также рассекали на две половины щенка, козла и кабанчика. Помещали одну половину по одну сторону, другую по другую сторону ворот из дерева. Перед воротами зажигали костер по одну и другую сторону от ворот; войско, проигравшее сражение, проходило сквозь ворота в сторону реки, в которой воины окропляли себя водой.

    Хеттские цари осуществляли свою власть, опираясь на народное ополчение, с требованием которого они должны были считаться. Все лица, способные носить оружие, регулярно собирались царем на собрание (пинкус), знать хеттов активно принимала участие в руководстве деятельностью народного собрания. Для решения важнейших дел знать собиралась на совет (тулия), главную роль на совете играли члены царского рода: братья царя, его сыновья, другие родственники.

    Царь был одновременно верховным главнокомандующим армии, верховным жрецом и верховным судьей. Царь был священным символа плодородия и символом коллектива воинственных людей,

    Смерть царя была огромной трагедией для всего народа.

    Приемник царя выбирался из членов обширного царского рода, причем преимущество отдавалось племянникам царя, сыновьям его сестры.

    Таким образом, сочеталась неограниченная власть царя с его подотчетностью перед знатью, которая также имела вес в государстве.

    Опора центральной власти в различных населенных пунктах была на местные советы старейшин. Совет старейшин занимался всеми правовыми вопросами на местах.

    После завоевания новых территорий был принят институт наместничества, когда царь назначал управляющими новыми территориями, как правило, своих сыновей.

    Управляющий на месте обязан был быть верховным жрецом, судьей, он назначал на административные должности людей из местной знати. Управление провинцией включало такие обязанности, как ремонт и надлежащее содержание дорог, общественных зданий и храмов.

    Далее, после того, как “порядок” был уже наведен, постоянное нахождение наместника царя в данной провинции не считалось обязательным, и управление подчиненными территориями центральной властью осуществлялось посредством местных вассалов. Вассальные цари были суверенными правителями в пределах своей территории: но им запрещалось иметь какие-либо сношения с иностранными послами. Они были обязаны поставлять определенный контингент войск для хеттской армии, когда организовывался поход для завоевания новых территорий.

    Мифические свущества у хеттов

    Клятва на верность хеттскому царю приносилась навечно. В свою очередь, царь, как правило, гарантировал своему вассалу защиту от врагов и обеспечивал преемственность его власти законным наследникам. Сам текст договора наносился на таблички из драгоценного металла и скреплялся оттиском царской печати.

    Жизнь в государстве регламентировалась сводом законов, но наиболее вероятно, они были созданы под влиянием законов Хаммурапи и не являлись оригинальными этническими ценностями. Но всё же законы отражали в своих статьях существующую действительность.

    Хеттская семья - обычная патриархальная семья, в которой мужчина имел власть над своей женой и детьми, а если жена была уличена в прелюбодеянии, то муж был в праве распоряжаться её судьбой. Но все же древние тексты свидетельствуют об относительной самостоятельности женщин, и, возможно, при выборе суженого женщина имела право голоса, то есть могла и отказать жениху, если он ей не нравился.

    Женитьбе обычно предшествовала помолвка, во время которой жених дарил девушке подарок, и если она его принимала, то считалось, что помолвка состоялась. Но, при этом, девушка могла до женитьбы изменить свое решение и отдать предпочтение другому претенденту на её руку и сердце. О разрыве отношений она сообщала тем, что возвращала преподнесенный ей подарок. Если после определенного срока, молодые оставались тверды в своем решении создать семью, то жених преподносил семье невесты подарок; с этого момента начинался процесс по созданию семьи. Если после принятия подарка семья невесты отказывалась от жениха - это уже рассматривалось как нарушение договора, и семья невесты выплачивала уже трехкратную стоимость переданного женихом подарка. Невеста получала приданное в случае, если договор состоялся, и молодых устраивали жить своим отдельным домом.

    Закон запрещал браки между близкими родственниками. Мужчине запрещалось иметь половые отношения со своей матерью, дочерью, или дочерью жены от предыдущего брака или женой своего отца или брата, если они еще живы. Но после смерти отца сыновья наследовали жен своего отца (за исключением собственных матерей). Браки, в которых одной стороной был раб, считались законными.

    Рабами господа могли распоряжаться, как своим имуществом, и право жизни и смерти раба и его семьи всецело было в руках хозяина. Древнехеттские тексты призывают хозяев смягчать свой нрав и быть благоразумными по отношению к провинившимся рабам.

  • ЭТНОГЕНЕЗ ГЕОЭТНОСА ХЕТТЫ (20-13 век до н. э.).(Компьютерная версия книги)