Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Этновзрыв хетты, базовый период этновзрыва: 20 век до н.э.

(Этнические ценности хеттов).

 

Религиозная мистерия хеттов. (Скульптры главной галереи в Язылыкая)

 

  • Религии мира.
  • К двадцатому веку в основном сформировались базовые этнические ценности хеттов.

    Главой хеттов считался Бог Грозы с его супругой богиней Солнца. Бог прибывал в построенном для него храме и представлялся хеттам в виде статуи, стоящей в специальной нише. Статую бога можно было увидеть, предстать перед её очами, только пройдя через боковую маленькую комнату. Статую нельзя было увидеть со двора, к ней допускались только избранные.

    В главном храме хеттов стояли золотые статуи Бога с палицей  в правой руке и символом даруемого «блага» в другой. Во второстепенных храмах, Бог мог представляться символами или фетишами, иногда изображением в виде быка.

    Так как бог Грозы был главой хеттов, то ему должны были все относиться почтительно, как и к назначенному им верховному жрецу, который одновременно выполнял функции царя хеттов.

    Храм был домом для Бога, а жрецы считались его слугами.

    Ежедневная обязанность жрецов была забота о «телесных нуждах» бога.  Все процедуры по обслуживанию бога выполнялись очень строго в установленном порядке. Бога нужно было умыть, одеть, снабдить едой и питьем, развлекать танцами и музыкой.

    К жрецам, которые обслуживали Бога,  предъявлялись повышенные требования. Они должны быть безупречно опрятными и ритуально чистыми.  Если им случалось соприкоснуться с чем-то нечистым или они спали с женщиной, они не должны были приближаться к Богу, пока не совершат необходимый обряд очищения.  Еда и питье, посвященное Богу, ни в ком случае не должны использовать по другому назначению или доставаться светским лицам.

    Богу хетты в знак уважения приносили подарки. Считалось, что щедрые преподношения могут расположить Бога к своему слуге. Но приносимые вещи и продуты должны быть высшего качества…, иначе гнев Бога.

    Храмовые порядки требовали, чтобы служащие возвращались к ночи. Проведшего ночь с женщиной  предавали смерти. Законы, которые применяли с нерадивым служащим храмов, были «драконовские».

     Фрагмент хеттского текста, в котором описывается отношения господина к слуге, это относилась и к слугам Бога – жрецам.

    «Если слуга (жрец, обслуживающий Бога) нерасторопен и невнимателен и это рассердило хозяина (Бога), то его убивали или калечили ему нос, или глаза, или уши. Призывались к ответу так же члены его семьи: жена, сыновья, братья, сестры…  Если его приговорили к смерти, то умирал он вместе с семьей…  Наказание семьи должно быть, ведь когда наказывает  Бог, он наказывает всю семью, например, уничтожив выраженный урожай дотла».

    Наведения порядка в хеттской общине, а затем и государстве у хеттов начиналось с  храмов. Была дисциплина в храме и дисциплина во всей общине.

    Управлялось хеттское общество, опираясь на законы, гарантом их соблюдения был Верховный жрец, который или судил сам или перепоручал судебное разбирательство свои подчиненным.

     

     Жреци. Религиозная мистерия хеттов. (Скульптры главной галереи в Язылыкая)

    Вместе с правовыми имущественными отношениями и выполнениями различных повинностей, строго регламентировались семейные  отношения, отношения между полами.

    Запрещались браки между близкими родственниками.  Браки, где с одной стороны раб или рабыня, считались законными.

    При организации новой семьи предусмотрена законодательно роль родителей, узаконено приданое невесты, которое она приносит в дом своего мужа. 

    Молодожены сразу отделялись от родителей и вели свое хозяйство.

    Регламентировалась и взаимная ответственность супругов.

    Прелюбодеяние жены после вступление в брак каралось смертью.

    Мужчине запрещалось иметь половые сношения со своей матерью, сестрой, дочерью, а так же приемной дочерью (от прежнего брака), женой своего брата или отца, пока они  живы. После смерти отца, мужчина имел право иметь сношения с его женой, если она не была его матерью.

    В двадцатом веке образовалось несколько государственных образований хеттов  в Малой Азии.  Имели ли все хетты единый религиозный центр или каждая община имела свой храм и своего Бога не ясно. Вероятно,  хеттов был религиозный центр, объединяющих их, как почитателей одного Бога, но  и было  ряд других относительно независимых религиозных центров, претендовавших на лидирующую роль.

  • главная