Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н..

 

Этновзрыв хетты, период деформация: 19 век до н.э.

 

Хеттский культовый сосуд 19 века до н.э.

О.Р. Герни в своей книге «Хетты» пишет: «Подлинная история хеттов начинается  около 1900 г до н.э. с прибытием на плато ассирийских торговцев. Найдены многочисленные глиняные таблички, на которых эти ассирийские торговцы вели повседневную переписку со своей   родиной.  В этих табличках встречаются и хеттские имена».

Его позиция предельно ясна.  Хетты вступили в контакт с цивилизованной Месопотамией, и этот контакт привел к их бурному развитию. Благодаря этим контактам хетты много переняли у ассирийцев и произошли серьезные изменения в  устройстве их общества.

Действительно, вековые традиции хеттов были поколеблены.  Началось брожение в обществе.

Ослаб религиозный центр, объединяющий хеттов.  Правители отдельных хеттских областей стали проводить самостоятельную политику, организовывая собственные религиозные центры.

Действительно в 19 веки началась новая история хеттов.  Деградацию хеттского культурного наследия остановил правитель одного из хеттских городов Куссары  легендарный Анитта.   Хетты под его предводительством восстали против засилья иностранцев, утвердившихся в основном в главном хеттском городе Хатти (Хаттусе). 

Анита один за другим подчинил все десять хеттских городов, наиболее значимыми из которых были Неса, Цалпува, Пурусханда, Салативара и Хатти.  Борьба против Хатти была наиболее упорной, город был полностью разрушен, ассирийцы или были изгнаны или были уничтожены.  Связь с Ассирией была прервана надолго, археологи сообщают, что после победы Аниты уже не встречаются в архивах таблички – письма  ассирийцев из Хеттии.

Своей столицей Анита сделал город Несу, там, вероятно был и организовано главное святилище хеттов, так как хеттское наречие города Несу стало официальным хеттским языком.

Во времена Аниты, под влиянием изгнанных ассирийцев, было создан свод хеттских законов.

Произошли и серьёзные изменения в государственном устройстве хеттов. Окончательно на второй план отошло значение второго лица в государстве царицы.   Царь, оставаясь верховным жрецом, стал большей степени уделять внимания  гражданским делам, чем религиозным, решая социальные проблемы общества.

  • главная