Лимарев В.Н.
Этновзрыв хетты, период деформация:
19 век до н.э.
О.Р. Герни в
своей книге «Хетты» пишет: «Подлинная история хеттов начинается около 1900 г до н.э. с прибытием на плато
ассирийских торговцев. Найдены многочисленные глиняные таблички, на которых эти
ассирийские торговцы вели повседневную переписку со своей родиной.
В этих табличках встречаются и хеттские имена».
Его позиция предельно
ясна. Хетты вступили в контакт с
цивилизованной Месопотамией, и этот контакт привел к их бурному развитию. Благодаря
этим контактам хетты много переняли у ассирийцев и произошли серьезные
изменения в устройстве их общества.
Действительно, вековые
традиции хеттов были поколеблены. Началось брожение в обществе.
Ослаб религиозный центр,
объединяющий хеттов. Правители отдельных
хеттских областей стали проводить самостоятельную политику, организовывая
собственные религиозные центры.
Действительно в 19 веки
началась новая история хеттов.
Деградацию хеттского культурного наследия остановил правитель одного из
хеттских городов Куссары легендарный
Анитта. Хетты под его предводительством
восстали против засилья иностранцев, утвердившихся в основном в главном
хеттском городе Хатти (Хаттусе).
Анита один за другим
подчинил все десять хеттских городов, наиболее значимыми из которых были Неса,
Цалпува, Пурусханда, Салативара и Хатти.
Борьба против Хатти была наиболее упорной, город был полностью разрушен,
ассирийцы или были изгнаны или были уничтожены. Связь с Ассирией была прервана надолго,
археологи сообщают, что после победы Аниты уже не встречаются в архивах таблички
– письма ассирийцев из Хеттии.
Своей столицей Анита
сделал город Несу, там, вероятно был и организовано главное святилище хеттов,
так как хеттское наречие города Несу стало официальным хеттским языком.
Во времена Аниты, под
влиянием изгнанных ассирийцев, было создан свод хеттских законов.
Произошли и серьёзные
изменения в государственном устройстве хеттов. Окончательно на второй план
отошло значение второго лица в государстве царицы. Царь, оставаясь верховным жрецом, стал
большей степени уделять внимания
гражданским делам, чем религиозным, решая социальные проблемы общества.
ЭТНОГЕНЕЗ ГЕОЭТНОСА ХЕТТЫ (20-13 век до н. э.).(Компьютерная версия книги)